Еще раз про натяжитель вилки для открытых поворотных кулаков.

Еще раз про натяжитель вилки для открытых поворотных кулаков.

СТО22

Активист
Свои

СТО22

Активист
Свои
Регистрация
18 Ноя 2015
Сообщения
105
Репутация
0
Реакции
0
Баллы
16
Автомобиль
УАЗ 3163 Патриот
Есть такое расхожее мнение, что прогресс не остановить. Не могу точно судить насколько открытые поворотные кулаки являются прогрессом, но то, что машин с такими мостами становится все больше и больше — это факт. Соответственно, рано или поздно часть из этих машин сталкивается с ремонтом поворотного кулака. Напомним читателю, что выглядит он сейчас вот так.



Предыдущая конструкция поворотного кулака, несмотря на существенно измененный шкворневой узел, внешне мало отличалась от классической конструкции образца 195... какого-то года и без изменений выпускалась почти 50 лет. Машины тех лет такого понятия, как "станция технического обслуживания» не знали по определению, поэтому каждый УАЗик, как преимущественно армейский автомобиль, комплектовался замечательной книжкой "Руководство по войсковому ремонту", в которой, помимо всего прочего, была масса таблиц с допусками и посадками. Теперь же, в эпоху потребления, все сходящие с конвейера машины, по умолчанию, обязаны стать постоянными клиентами дилерской сети, а вышеупомянутые таблицы стали строго охраняемой коммерческой интеллектуальной и еще какой-то там тайной. По крайней мере, раздобыть информацию о том, какой допустимый диаметр должен быть на вилке поворотного кулака для запрессовки ШКОТа, нам не удалось. Понятное дело, что завод таким образом усложняет жизнь подпольным производителям запасных частей, но нас это не останавливает. УАЗик был, есть и, надеюсь, будет автомобилем, который преимущественно ремонтируется руками самого УАЗовода, и отсутствие необходимой информации компенсируется наличием «железного» чертежа. В дополнение к нему, мы выпустили учебно-методический фильм по замене ШКОТов.


А также наладили серийный выпуск необходимой оснастки для переборки шкворневого узла.



1. Натяжитель вилки.
2. Ключ шкворневой.
3. Пресс механический (съемник Мазурова).
4. Приспособление для установки и регулировки поворотного кулака.

Казалось бы, проблема ремонта в гаражных условиях решена, тем более что, кроме необходимой оснастки, мы наладили выпуск самих ШКОТов и, в настоящий момент, этот инструмент и запасные части пользуются растущим спросом и, судя по отзывам, ощутимо облегчают УАЗоводам жизнь.

Вместе с тем, мы наблюдаем такую картину, что при заказе необходимой оснастки, УАЗоводы часто обходят стороной такую неприметную, казалось бы, деталь как «Натяжитель вилки". Причин этому может быть несколько:
1. Во-первых, бумажные чертежи данного девайса, с нашей легкой руки, свободно гуляют по Интернету, и желающие могут изготовить его самостоятельно.
2. Во-вторых, обычная монтажка с легкостью может его заменить при создании необходимого преднатяга.
3. И самая печальная третья причина, мы предполагаем, что большинство ремонтников пренебрегают данной операцией.
А между тем, появление натяжителя не случайно. Если внимательно приглядеться к кинематике работы узла, можно заметить, что нагрузка от массы автомобиля приходится только на нижний шкворень. Создавая преднатяг, мы принудительно распределяем нагрузку на оба шкворня и получаем более равномерный износ. Но не это главное.

Главная причина кроется как раз в отсутствии необходимой информации по допускам и посадкам. Не знаю, как и чему учат современных инженеров, но в нашу, советскую еще, бытность общепризнанным был факт, что любое отверстие, в которое была запрессована деталь, при ремонте, должно быть исследовано на ремонтопригодность. В данном случае, после выпрессовки изношенного ШКОТа, с помощью нутромера необходимо измерить фактический диаметр посадочного отверстия, сравнить его с допустимым и принять дальнейшее решение:

1. Отверстие пригодно для повторной запрессовки ШКОТа.
2. Отверстие прослаблено и требуется замена вилки моста.
3. Отверстие меньше требуемого и нуждается в дополнительной подгонке.

Но, поскольку, требуемый параметр у ремонтников отсутствует, идут по пути наименьшего сопротивления - берут и запрессовывают так, как есть. Что получаем на выходе? Предполагаем, что большинство автомобилей переживают этот технический анахронизм с легкостью и в дальнейшем эксплуатируются без особых проблем, иначе мы были бы завалены кучей вопросов от потребителей. На какой-то части автомобилей мы имеем третий вариант сочленения - ШКОТ запрессовывается с большим усилием, чем требуется. В этом случае, существенно возрастёт управляющее усилие, а сам ШКОТ, при определенных условиях, может издавать ужасающий скрип. Разумеется, владельцы таких машин обращаются к нам.

И, наконец, самый неприятный второй вариант - отверстие прослаблено и ШКОТ запрессован с меньшим усилием чем полагается. Значит, при отрыве колеса от дороги, на верхнем шкворне будет возникать нагрузка, которая, теоретически, может выдернуть его из опоры. Мы не знаем насколько высока вероятность подобного исхода, но, как изготовители ШКОТов, совсем не готовы давать гарантию на изделие в тех случаях, когда вектор нагрузки изменяется на противоположный. Спрашивается, как в этом случае, может помочь такое немудреное приспособление? Очень просто. При воздействии натяжителем на верхнюю часть вилки, опора нижнего шкворня должна оставаться неподвижной в своём гнезде. Это будет являться хоть какой-то гарантией тому, что обеспечена жесткая фиксация шкворня с помощью натяга.

В завершение, хочу выразить надежду на то, что таблица допусков и посадок поворотного кулака открытого типа появится в свободном доступе, а мы, УАЗоводы, перестанем гадать на кофейной гуще при ремонте своих железных друзей.
 
Последнее редактирование:

volandad

Administrator
Администратор
Модератор
Свои

volandad

Administrator
Администратор
Модератор
Свои
Регистрация
30 Сен 2015
Сообщения
3,668
Репутация
0
Реакции
278
Баллы
83
на верхнем шкворне будет возникать нагрузка, которая, теоретически, может выдернуть его из опоры
Там же кольцо стопорное нарисовано?! Или оно игрушечное?
 
комментарий
Сверху Снизу